Методико-практическая конференция «Моя профессия - концертмейстер»

9 апреля 2017

В марте 2017 года состоялась VII методико-практическая конференция «Моя профессия – концертмейстер» проводимая Государственным бюджетным учреждением дополнительного образования города Москвы «Детская школа искусств имени В.Д. Поленова» при поддержке Государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования города Москвы «Дирекция образовательных программ в сфере культуры и искусства».

 Каждые 2 года конференция концертмейстеров города Москвы собирает концертмейстеров, преподавателей, профессоров и гостей столицы для обмена опытом в концертмейстерском искусстве.

Цели и задачи конференции:

 

1.     Содействовать сохранению и развитию творческого потенциала концертмейстеров Детских школ искусств

2.     Активизировать участие в конференции концертмейстеров, обладающих профессиональными навыками работы с учащимися своего класса в рамках образовательной программы

3.     Определить многофункциональность профессии концертмейстера и её специфику. Выявить дифференциацию проблем и нужных навыков у концертмейстеров, работающих в хореографическом классе и в классе по вокалу.

4.     Представить различную по тематике и форме работу, способствующую раскрытию творческого потенциала учащихся

5.     Способствовать развитию концертной исполнительской деятельности концертмейстеров.

6.     Предоставить молодым специалистам возможность продемонстрировать результаты своей деятельности

7.     Проанализировать взаимодействие деятельности концертмейстера и преподавателя в инструментальном, вокальных классах

8.     Выявить профессиональное мастерство концертмейстеров, включая их искусство импровизации и навык эмоционально-психологической поддержки солистов - учащихся.

 9.     Проанализировать приемы и методы в работе концертмейстера, стимулирующие развитие профессиональных навыков учащихся, обучающихся по разным специальностям.

10.           Выявить основные условия совместного музицирования (знаний и специфики инструмента своего партнера, такие как: законы звукоизвлечения, дыхания, техники, и т.д.)

11.           Содействовать повышению профессионального мастерства и престижа труда концертмейстеров в сфере художественного образования.

12.           Изучить аккомпанемент в инструментальной и вокальной музыке с точки зрения различных исторических эпох (XIX-XX вв.)

13.           Обозначить значимость объединения в деятельности концертмейстера педагогических, психологических и творческих принципов.

 

 

В числе приглашенных спикеров были:

 -       Заслуженная артистка Российской Федерации, профессор, заведующая аспирантурой, и преподаватель кафедры концертмейстерского искусства Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского –

Савельева Елена Павловна.

 

-       Заслуженный работник культуры Российской Федерации, доцент кафедры фортепиано Военного университета и концертмейстера РУТИ (ГИТИС) – Гуменная Татьяна Петровна.

 -       Дипломант Международного конкурса, профессор академии РАМ имени Гнесиных (кафедры вокального искусства) и Московского гуманитарного университета – Бер Мария Наумовна.

 Всего на конференцию было представлено 14 заявок на теоретическую часть и 9 заявок на практическую часть конференции от музыкальных школ и школ искусств города Москвы.

 Общее количество участников и гостей конференции составило 54 человек.

  Модератором конференции был концертмейстер, кандидат искусствоведения, доцент, ЗРК РФ

Тетерина Наталия Ивановна

 Теоретическая часть

 Теоретическая часть конференции была представлена в виде методических сообщений спикеров и ответов на вопросы из зала.

 

Темы методических сообщений:

-       «Классификация и применение навыков импровизации в концертмейстерской практике»

-       «Творческая многогранность как проявление профессиональной компетенции концертмейстера»

-       «О некоторых проблемах, связанных с концертным выступлением и способы их решения»

-       «Концертштюк. Его значение в истории музыкальной культуры»

-       «Профессионально-психологические аспекты деятельности концертмейстеров в музыкально-образовательной сфере инструментального исполнительства»

-       «Работа концертмейстера с ансамблем скрипачей»

-       «Роль концертмейстера в подготовке к концертному (конкурсному) выступлению»

-       «Мелодические упражнения А. Диабелли в вокальной практике ДМШ»

-       «О некоторых особенностях исполнения аккомпанемента в ариях В. А. Моцарта»

-       «Исполнительская технология концертной работы, роль сольных эпизодов в концертмейстерской партии»

-       «Роль концертмейстера в работе над художественным образом произведения»

  

Практическая часть

 Практическая часть конференции была представлена в виде концерта с участием спикеров теоретической части конференции.

 Произведения, исполненные на практической части конференции:

-       Ю. Маевский. Фантазия на тему песен Д. Гершвина для 2-х фортепиано

 

-       Э. Григ. 2 пьесы из сюиты «Из времен Хольберга» для фортепиано в 4 руки «Ария» и «Ригодон»

-       Музыка Д. Платоновой, стихи С. Платоновой. «Апрель»

-       Г. Рзаев. Рондо-скерцо

-       Н. Раков. «Юмореска»

-       Г. Венявский. «Скерцо-тарантелла»

-       С. Рахманинов, стихи Г. Галиной. «Как мне больно!»

-       Г. Свиридов, стихи А. Пушкина «Зимняя дорога»

-       П. И. Чайковский. 2 скрипичное соло из балета «Лебединое озеро»

-       Ц. Биксио, стихи Э. Нери, русский текст М. Улицкого «Что ж ты опустила глаза»

-       И. Кальман Песня Сильвы из оперетты «Сильва»

 

В заключении конференции всем спикерам и участникам конференции были выданы сертификаты участников.

 

Место проведения:

Концертный зал «ДШИ имени В.Д. Поленова»

Москва, ул. Лобачевского дом 92 корпус 6.

 

Дата и время проведения конференции:

24 марта 2017 года с 11.00-15.00

 

Участники:

11 детских музыкальных школ и детских школ искусств города Москвы;

23 спикера конференции и участников практической части;

20 гостей.