В марте 2017 года состоялась VII методико-практическая конференция «Моя профессия – концертмейстер» проводимая Государственным бюджетным учреждением дополнительного образования города Москвы «Детская школа искусств имени В.Д. Поленова» при поддержке Государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования города Москвы «Дирекция образовательных программ в сфере культуры и искусства».
Каждые 2 года конференция концертмейстеров города Москвы собирает концертмейстеров, преподавателей, профессоров и гостей столицы для обмена опытом в концертмейстерском искусстве.
Цели и задачи конференции:
1. Содействовать сохранению и развитию творческого потенциала концертмейстеров Детских школ искусств
2. Активизировать участие в конференции концертмейстеров, обладающих профессиональными навыками работы с учащимися своего класса в рамках образовательной программы
3. Определить многофункциональность профессии концертмейстера и её специфику. Выявить дифференциацию проблем и нужных навыков у концертмейстеров, работающих в хореографическом классе и в классе по вокалу.
4. Представить различную по тематике и форме работу, способствующую раскрытию творческого потенциала учащихся
5. Способствовать развитию концертной исполнительской деятельности концертмейстеров.
6. Предоставить молодым специалистам возможность продемонстрировать результаты своей деятельности
7. Проанализировать взаимодействие деятельности концертмейстера и преподавателя в инструментальном, вокальных классах
8. Выявить профессиональное мастерство концертмейстеров, включая их искусство импровизации и навык эмоционально-психологической поддержки солистов - учащихся.
9. Проанализировать приемы и методы в работе концертмейстера, стимулирующие развитие профессиональных навыков учащихся, обучающихся по разным специальностям.
10. Выявить основные условия совместного музицирования (знаний и специфики инструмента своего партнера, такие как: законы звукоизвлечения, дыхания, техники, и т.д.)
11. Содействовать повышению профессионального мастерства и престижа труда концертмейстеров в сфере художественного образования.
12. Изучить аккомпанемент в инструментальной и вокальной музыке с точки зрения различных исторических эпох (XIX-XX вв.)
13. Обозначить значимость объединения в деятельности концертмейстера педагогических, психологических и творческих принципов.
В числе приглашенных спикеров были:
- Заслуженная артистка Российской Федерации, профессор, заведующая аспирантурой, и преподаватель кафедры концертмейстерского искусства Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского –
Савельева Елена Павловна.
- Заслуженный работник культуры Российской Федерации, доцент кафедры фортепиано Военного университета и концертмейстера РУТИ (ГИТИС) – Гуменная Татьяна Петровна.
- Дипломант Международного конкурса, профессор академии РАМ имени Гнесиных (кафедры вокального искусства) и Московского гуманитарного университета – Бер Мария Наумовна.
Всего на конференцию было представлено 14 заявок на теоретическую часть и 9 заявок на практическую часть конференции от музыкальных школ и школ искусств города Москвы.
Общее количество участников и гостей конференции составило 54 человек.
Модератором конференции был концертмейстер, кандидат искусствоведения, доцент, ЗРК РФ
Тетерина Наталия Ивановна
Теоретическая часть
Теоретическая часть конференции была представлена в виде методических сообщений спикеров и ответов на вопросы из зала.
Темы методических сообщений:
- «Классификация и применение навыков импровизации в концертмейстерской практике»
- «Творческая многогранность как проявление профессиональной компетенции концертмейстера»
- «О некоторых проблемах, связанных с концертным выступлением и способы их решения»
- «Концертштюк. Его значение в истории музыкальной культуры»
- «Профессионально-психологические аспекты деятельности концертмейстеров в музыкально-образовательной сфере инструментального исполнительства»
- «Работа концертмейстера с ансамблем скрипачей»
- «Роль концертмейстера в подготовке к концертному (конкурсному) выступлению»
- «Мелодические упражнения А. Диабелли в вокальной практике ДМШ»
- «О некоторых особенностях исполнения аккомпанемента в ариях В. А. Моцарта»
- «Исполнительская технология концертной работы, роль сольных эпизодов в концертмейстерской партии»
- «Роль концертмейстера в работе над художественным образом произведения»
Практическая часть
Практическая часть конференции была представлена в виде концерта с участием спикеров теоретической части конференции.
Произведения, исполненные на практической части конференции:
- Ю. Маевский. Фантазия на тему песен Д. Гершвина для 2-х фортепиано
- Э. Григ. 2 пьесы из сюиты «Из времен Хольберга» для фортепиано в 4 руки «Ария» и «Ригодон»
- Музыка Д. Платоновой, стихи С. Платоновой. «Апрель»
- Г. Рзаев. Рондо-скерцо
- Н. Раков. «Юмореска»
- Г. Венявский. «Скерцо-тарантелла»
- С. Рахманинов, стихи Г. Галиной. «Как мне больно!»
- Г. Свиридов, стихи А. Пушкина «Зимняя дорога»
- П. И. Чайковский. 2 скрипичное соло из балета «Лебединое озеро»
- Ц. Биксио, стихи Э. Нери, русский текст М. Улицкого «Что ж ты опустила глаза»
- И. Кальман Песня Сильвы из оперетты «Сильва»
В заключении конференции всем спикерам и участникам конференции были выданы сертификаты участников.
Место проведения:
Концертный зал «ДШИ имени В.Д. Поленова»
Москва, ул. Лобачевского дом 92 корпус 6.
Дата и время проведения конференции:
24 марта 2017 года с 11.00-15.00
Участники:
11 детских музыкальных школ и детских школ искусств города Москвы;
23 спикера конференции и участников практической части;
20 гостей.