Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано»

Предпроф Форте  (1).jpg
Предпроф Форте  (2).jpg
титульник - 0004.jpg

УЧЕБНЫЙ ПЛАН Дополнительной предпрофессиональной образовательной программы "Фортепиано"


ПО.01.УП.01 СПЕЦИАЛЬНОСТЬ И ЧТЕНИЕ С ЛИСТА

ПО.01.УП.02 АНСАМБЛЬ 

ПО.01.УП.03 КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКИЙ КЛАСС

ПО.01.УП.04 ХОРОВОЙ КЛАСС (годы обучения) 

ПО.02.УП.01 СОЛЬФЕДЖИО

ПО.02.УП.02 СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ

ПО.02.УП.03 МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

В.04.УП.04 ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ТЕОРИЯ МУЗЫКИ


СТРУКТУРА ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ФОРТЕПИАНО»


  1. Пояснительная записка


  1. Цели и задачи образовательной программы


  1. Требования у уровню подготовки выпускников


  1. График образовательного процесса


  1. Рабочий учебный план


  1. Критерии оценки при проведении промежуточной аттестации


  1. Форма и содержание итоговой аттестации


  1. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.


1. Пояснительная записка

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано» (далее – программа «Фортепиано») разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом, утвержденным Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12.03.2012 № 163 и лицензионными требованиями.

Срок освоения программы составляет 8 лет.

Зачисление производится согласно устанавливаемому порядку (Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» и сроку обучения по этой программе).

Зачисление производится согласно установленному порядку:

При приеме на обучение по программе «Фортепиано» проводится конкурсный отбор с целью выявления творческих способностей детей, позволяющий, определить

- наличие музыкальных способностей - слуха, ритма, памяти;

- выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте.

Отбор детей проводится в форме творческих заданий. Дополнительно поступающий может исполнить самостоятельно подготовленные музыкальные произведения на фортепиано.


2. Цели и задачи образовательной программы


Цель предпрофессиональной общеобразовательной программы в области «Фортепиано» заключается в обеспечении преемственности программы «Фортепиано» и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области музыкального искусства; сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусств.

Задачи предпрофессиональной общеобразовательной программы в области «Фортепиано» состоят в:

1. воспитании и развитии у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

2. формировании у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

3. формировании умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;

4. воспитании детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;

5. формировании у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;

6. выработки у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, приобретению навыков творческой деятельности, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.

Программа «Фортепиано» направлена на творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающегося, создание основы для приобретения им опыта исполнительской практики, самостоятельной работы по изучению и постижению музыкального искусства.


3. Требования к уровню подготовки выпускников

(планируемые результаты).


Результатом освоения предпрофессиональной общеобразовательной программы в области «Фортепиано» является приобретение обучающими следующих знаний, умений и навыков:

1. Предметная часть 1:

в области музыкального исполнительства:

1.1 знания характерных особенностей музыкальных жанров и основных стилистических направлений;

1.2 знания музыкальной терминологии;

1.3 умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и при игре в ансамбле;

1.4 умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;

1.5 умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;

1.6 умения самостоятельно преодолевать технические трудности при

разучивании несложного музыкального произведения;

1.7 умения по аккомпанированию при исполнении несложных вокальных или инструментальных музыкальных произведений;

1.8 навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений;

1.9 навыков подбора по слуху, импровизации и сочинения в простых формах;

1.10 первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;

1.11 навыков публичных выступлений;

в области теории и истории музыки:

1.12 знания музыкальной грамоты;

1.13 знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений;

1.14 первичные знания в области строения классических музыкальных форм;

1.15 умения использовать полученные теоретические знания при исполнительстве музыкальных произведений на инструменте;

1.16 умения осмысливать музыкальные произведения, события путем изложения в письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий;

1.17 навыков восприятия элементов музыкального языка;

1.18 сформированных вокально-интонационных навыков ладового чувства;

1.19 навыков вокального исполнения музыкального текста, в том числе путем группового (ансамблевого) и индивидуального сольфеджирования, пения с листа;

1.20 навыков анализа музыкального произведения;

1.21 навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды;

1.22 навыков записи музыкального текста по слуху;

1.23 первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста.


2. Предметная часть 2:

в области музыкального исполнительства:

2.1 знания основного фортепианного репертуара;

2.2 знания различных исполнительских интерпретаций музыкальных произведений;

2.3 умения исполнять музыкальные произведения соло и в ансамбле на достаточном художественном уровне в соответствии со стилевыми особенностями;

в области теории и истории музыки:

2.4 первичные знания основных эстетических и стилевых направлений в области музыкального, изобразительного, театрального и киноискусства;

2.5 первичные знания и умения в области элементарной теории музыки (знания основных элементов музыкального языка, принципов строения музыкальной ткани, типов изложения музыкального материала, умения осуществлять построение интервалов и аккордов, группировку длительностей, транспозицию заданного музыкального материала);

2.6 умения осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального произведения;

2.7 наличие первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки зрения ладовой системы, особенностей звукоряда (использования диатонических или хроматических ладов, отклонений и др.), фактурного изложения материала (типов фактур);

2.8 навыков сочинения и импровизации музыкального текста;

2.9 навыков восприятия современной музыки.




4. График образовательно процесса (приложение № 1)



5. Рабочий учебный план (приложение № 2)




6. Критерии оценки при проведении промежуточной аттестации.


Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зачёты и экзамены могут проходить в виде технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ, письменных работ и устных опросов. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.



Критерии оценок:

Учебный предмет «Фортепиано»


Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

регулярное посещение занятий, отсутствие пропусков без уважительных причин, Технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения

4 («хорошо»)

Грамотное исполнение с небольшими недочетами как в техническом, так и в художественном плане

3 («удовлетворительно»)

Исполнение с большим количеством недочетов (недоученный текст, слабая техническая подготовка, низкий художественный уровень, отсутствие свободы игрового аппарата и т.п.)

2 («неудовлетворительно»)

Комплекс недостатков, являющийся следствием регулярного невыполнения домашнего задания, а также плохой посещаемости аудиторных занятий.

«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения, соответствующий программным требованиям


Учебный предмет «Сольфеджио»


Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

1.чистое интонирование, хороший темп ответа, правильное дирижирование, демонстрация основных теоретических знаний.

2. музыкальный диктант записан полностью без ошибок в пределах отведенного времени и количества проигрываний. Возможны небольшие недочеты (не более двух) в группировке длительностей или записи хроматических звуков

4 («хорошо»)

1.недочеты в отдельных видах работы: небольшие погрешности в интонировании, нарушения в темпе ответа, ошибки в дирижировании, ошибки в теоретических знаниях.

2.музыкальный диктант записан полностью в пределах отведенного времени и количества проигрываний. Допущено 2-3 ошибки в записи мелодической линии, ритмического рисунка, либо большое количество недочетов.


3 («удовлетворительно»)

1.ошибки, плохое владение интонацией, замедленный темп ответа, грубые ошибки в теоретических знаниях

2. музыкальный диктант записан полностью в пределах отведенного времени и количества проигрываний, допущено большое количество (4-8) ошибок в записи мелодической линии, ритмического рисунка, либо музыкальный диктант записан не полностью (но больше половины).

  1. («неудовлетворительно»)

1.грубые ошибки, невладение интонацией,медленный темп ответа, отсутствие теоретических знаний.

2.музыкальный диктант записан в пределах отведенного времени и количества проигрываний, допущено большое количество грубых ошибок в записи мелодической линии и ритмического рисунка, либо музыкальный диктант записан меньше, чем наполовину.



Учебный предмет «Музыкальная литература»

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

регулярное посещение занятий, отсутствие пропусков без уважительных причин, 1.содержательный и грамотный (с позиции русского языка) устный или письменный ответ с верным изложением фактов.

2.Точное определение на слух тематического материала пройденных сочинений

3. Свободное ориентирование в определенных эпохах (историческом контексте, других видах искусств).

4 («хорошо»)

1.устный или письменный ответ, содержащий не более 2-3-х незначительных ошибок. 2.Определение на слух тематического материала также содержит 2-3 неточности негрубого характера или одну грубую ошибку и одну незначительную.

3. Ориентирование в историческом контексте может вызывать небольшое затруднение, требовать дополнительного времени на размышление, но в итоге дается необходимый ответ

3 («удовлетворительно»)

1.устный или письменный ответ, содержащий 3 грубые ошибки или 4-5 незначительных

2. В определении на слух тематического материала допускаются: 3 грубые ошибки или 4-5 незначительных.

3. В целом ответ производит впечатление поверхностное, что говорит о недостаточно качественной или непродолжительной подготовке учащегося.

2 («неудовлетворительно»)

1.большая часть устного или письменного ответа неверна;

2. в определении на слух тематического материала более 70% ответов ошибочны. 3.Учащийся слабо представляет себе эпохи, стилевые направления, творчество композиторов и др


Учебный предмет «Хор»


Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

1.регулярное посещение хора,

2. отсутствие пропусков без уважительных причин,

3. знание своей партии во всех произведениях, разучиваемых в хоровом классе,

4.активная эмоциональная работа на занятиях, 5. участие на всех хоровых концертах коллектива

4 («хорошо»)

1.регулярное посещение хора,

2.отсутствие пропусков без уважительных причин,

3. активная работа в классе,

4.сдача партии всей хоровой программы при недостаточной проработке трудных технических фрагментов (вокально-интонационная неточность),

5.участие в концертах хора

3 («удовлетворительно»)

1.нерегулярное посещение хора,

2. пропуски без уважительных причин, 3.пассивная работа в классе, незнание наизусть некоторых партитур в программе при сдаче партий,

4 участие в обязательном отчетном концерте хора в случае пересдачи партий;

2 («неудовлетворительно»)

1.пропуски хоровых занятий без уважительных причин,

2.неудовлетворительная сдача партий в большинстве партитур всей программы, 3.недопуск к выступлению на отчетный концерт

«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения, соответствующий программным требованиям




Учебный предмет «Фортепианный дуэт»


Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

технически качественное и художественно

осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения

4 («хорошо»)

оценка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном смысле)

3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а

именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.

2 («неудовлетворительно»)

комплекс серьезных недостатков, невыученный

текст, отсутствие домашней работы, а также плохая посещаемость аудиторных занятий

«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и

исполнения на данном этапе обучения


7. Форма и содержание итоговой аттестации


Итоговая аттестация проводится с целью установит соответствие знаний/умений/навыков выпускников Федеральным государственным требованиям и проходит в форме выпускных экзаменов:

1) Специальность;

2) Сольфеджио;

3) Музыкальная литература.

По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Временной интервал между выпускными экзаменами должен быть не менее трех календарных дней.

Требования к выпускным экзаменам определяются ОУ самостоятельно. ОУ разрабатываются критерии оценок итоговой аттестации в соответствии с настоящими ФГТ.

В целях содержательной и эффективной оценки результатов освоения образовательной программы создан фонд оценочных средств, включающий в себя:

1. знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов, музыкальных произведений, основных исторических периодов развития музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств;

2. знание профессиональной терминологии, фортепианного репертуара,

в том числе ансамблевого;

3. достаточный технический уровень владения фортепиано для воссоздания художественного образа и стиля исполняемых произведений разных форм и жанров зарубежных и отечественных композиторов;

4. умение определять на слух, записывать, воспроизводить голосом аккордовые, интервальные и мелодические построения;

5. наличие кругозора в области музыкального искусства и культуры.



8. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.


Образовательный процесс по общеразвивающей программе «Фортепиано»

обеспечен минимально необходимым

перечнем учебных аудиторий, специализированных кабинетов и включает в себя:

-концертный зал с концертным роялем, пультами

- библиотеку,

- учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий,

- учебную аудиторию для занятий по учебному предмету «Хоровой класс» со специализированным оборудованием (подставками для хора, роялем или пианино).

- учебные аудитории, предназначенные для изучения учебного предмета «Специальность и чтение с листа», оснащаются роялями или пианино.


Учебные аудитории для индивидуальных занятий должны иметь площадь не менее 6 кв.м., для реализации учебных предметов «Ансамбль», «Концертмейстерский класс» - не менее 12 кв.м. Учебные аудитории, предназначенные для изучения учебных предметов «Слушание музыки», «Сольфеджио», «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)», «Элементарная теория музыки», оснащаются фортепиано или роялями, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.


Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию.