Музей

С 03 ноября 2016 по 11 ноября 2016 в выставочном зале ДШИ имени В.Д, Поленова, по адресу  ул. Большая Очаковская, 39, корп. 2 проходит 
выставка «Рисунки Марии Алексеевны Поленовой»

Мария Алексеевна Поленова (урожденная Воейкова) талантливая художница-портретистка. Она получила прекрасное классическое домашнее образование. С детства ее мать Вера Николаевна Воейкова, выросшая в доме Г. Р. Державина, всячески поддерживала рано проявившийся у дочери интерес к искусству. Желание учиться профессионально рисовать и писать маслом не пропало и после замужества Марии Алексеевны в 1834 году. Она вышла замуж за дипломата, историка, археолога-любителя Д. В. Поленова (1806−1878). Благодаря своему мужу Мария Алексеевна была знакома с К. Брюлловым, Ф. Бруни и другими известными художниками. В те годы женщин в Академию художеств не принимали, и она брала уроки у академика живописи К. А. Молдавского. Обладая природным талантом, трудолюбием, огромным интересом к искусству, Мария Алексеевна смогла достичь профессионального мастерства. Ее работы отвечали всем требованиям, предъявляемым Академией к рисунку в ХIХ веке.  

В те годы наряду с романтическими пейзажами одним из самых распространённых жанров являлся портрет с костюмированных моделей. Именно с этими работами Марии Алексеевны Поленовой познакомятся посетители выставки. Ее рисунки сконцентрировали в себе характерные черты русской академической школы рисования, в то же время, они не потеряли своей индивидуальности. Выразительные, взятые из народа образы, полны духовного совершенства, чистоты и грациозности. Фактуру тканей, цвет драпировки и модели художница передает только тоном и ей это великолепно удается.

Посетители познакомятся с портретами членов семьи Поленовых, исполненных Марией Алексеевной в разные годы. Портрет ее мужа, старшего сына Васи­лия восьмилетним мальчиком, его сестры-близнеца Веры, в замужестве Хрущовой, двух братьев Алексея (1845–1918) и Константина (1848–1917), и младшей сестры Елены (1850–1898), впоследствии известной художницы.

Ее работы оказались хорошей школой для сына, дочери и молодого поколения их друзей-художников и были ярким примером того, как следует относиться к рисунку. Несомненно, она оказала большое влияние на выбор жизненного пути своих детей. 

Рисунки Марии Алексеевны Поленовой, сделанные в ХIХ веке, несомненно, представляют большой интерес для профессионалов и ценителей искусства в XXI веке.


с 13 апреля 2016 на выставке представлены иллюстрации русских народных сказок Елены Дмитриевны Поленовой

 Мне бы хотелось, не потерять двух способностей - способности помогать, воодушевлять и служить опорой и толчком к работе другим художникам. Это свойство во мне есть положительно. Другая способность - это любить и верить, и увлекаться своей работой. Больше мне ничего не нужно. Конечно, оценка, поддержка, интерес других, особенно тех мнением, которых дорожишь, очень драгоценны, но неизмеримо важнее те силы, которые внутри живут и которые дают питание огню, горящему в душе. Лишь бы он не потухал...». Е.Поленова.

Творчество Елены Дмитриевны Поленовой принадлежит к интереснеишим явлениям в русской культуре Х1Х века. «Она далеко не успела выполнить всего того, к чему способна была ее натура, к чему приготовила ее горячая любовь к России, к русскому народному творчеству, к русскому народному содержанию и красоте, но сделано ею так оригинально, так могуче, так своеобразно, что. наверное, никогда не погибнет и навсегда останется памятником несравненно женского искусства» - писал В.Стасов.

Надежды В.В.Стасова, к сожалению, не оправдались. Имя и творчество этой художницы незаслуженно забыты. Но ведь именно она была первым иллюстратором русских народных сказок, возрождала уходящее в прошлое искусство резьбы по дереву, занималась росписью керамики, стала замечательной акварелисткои. неплохо писала маслом. Работы Елены Дмитриевны экспонировались на многих выставках и имели успех у зрителеи.

Елена Дмитриевна Поленова родилась 15 ноября 1850 года в Петербурге. Родители дали ей хорошее домашнее образование. Отец - юрист, знаток истории, страстно увлекавшийся археологией, мама I самодеятельная художница, именно от нее дети получили первые уроки художественного мастерства. Несомненно, влияние мамы сказалось на выборе жизненного пути детей, двое из пятерых стали профессиональными художниками. С 9 лет Елена уже брала уроки рисования у П.П.Чистякова. В 1864 году она поступает в классы Общества Поощрения Художеств, занимаясь в классе И.Н.Крамского, позднее стала брать у него уроки еще и дома. В 1870 году едет в Париж, где успешно работает в мастерской Шаплена. Жажда научиться писать была великои. училась у всех и всему. В 1875 году получила диплом учительницы и преподавала в школе для девочек при Литеино - Таврическом кружке Общества Вспомоществования бедным женщинам. В годы Турецкой воины служила в госпитале в Киеве, помогала тяжело раненным участникам сражении. После возвращения, училась на медицинских курсах в Петербурге. ВО всем художница, прежде всего, ценила профессионализм. Писала много и успешно. Переезд на постоянное жительство в Москву в 1882 г. дал новый толчок в развитии творческих начинании. Общение с художниками близкими по духу, поездки на этюды по россииским губерниям. Абрамцево, с его обитателями, атмосферой творчества и созидания В все это было неисчерпаемым источником для Е.Д.Поленовой. Любовь к России, к русской природе и старине легли в основу творчества талантливой художницы. Интерес к сказке и сказочности проявятся во всех областях творчества, в которых она станет работать, будь то эскизы мебели для абрамцевской столярной мастерской, или самобытные никому так ранее не удававшиеся иллюстрации к русским народным сказкам. Обратившись к прикладному искусству. Елена Дмитриевна включается в поиски стиля, им окажется модерн. Ее начинания оказались успешными, и нашли последователей.

Особой страницей в ее творчестве стала книжная иллюстрация. В жизни все взаимосвязано природа, человек и его творчество и это пыталась выразить в своих работах Елена Дмитриевна. Она вспоминала сказки далекого детства .рассказанные «бабашеи» и прочитанные в сборнике Афанасьева и «пользовалась материалом живым не книжным, т.е. заставляла рассказывать баб. ребят или стариков и записывала...». Художница часто ездила на натурные этюды, собирая материал для будущих иллюстрации. При ее жизни была издана только одна сказка «Воина грибов» и готовилось еще несколько сказок к печати, но увидели свет только после смерти художницы. За свою недолгую жизнь Е.Д.Поленова приняла участие более чем в шестидесяти выставках в Петербурге и Москве. Критики и зрители видели в ней «человек чуткого и нежного», мастера лирического пейзажа, одухотворенного силои поэтического дарования. В 1895 году Елена Дмитриевна совершила путешествие по Европе.

В Париже она сделала первый эскиз к картине «Зверь», как бы бессознательно предсказывая свою судьбу. 7 ноября 1898 года художница скончалась, похоронили художницу на Ваганьковском кладбище в Москве: над ее могилои поставили крест, в древнерусском стиле по эскизу В.М.Васнецова «До последней, сознательной минуты она продолжала работать и умом и духом с поражающей ясностью...Огонь, горящии в ее душе, не потухал» писала: Н.В.Поленова

В 2015 - 2016 году в  "ДШИ имени В.Д. Поленова" проходила выставка "Василий Дмитриевич Поленов и художники его круга."

На выставке представлены постеры работ В.Д. Поленова и его  учеников и мастеров старшего поколения. Все произведения хранятся в музее В.Д. Поленова.


в 2013 - 2014 году  в  "ДШИ имени В.Д. Поленова"  проходила выставка «Из жизни Христа» постеры

     На данной выставке представлены постеры  картин В.Д.Поленова «Из жизни Христа» и копии со старых фотографий путешествия Поленова по Востоку, прошедшего земным путем Христа, следуя евангельским повествованиям. Постеры - это единственная возможность показать весь цикл, т.к. подлинные картины (72 работы) разошлись по разным коллекциям, некоторые утеряны. Еще при жизни художник показал свой евангельский цикл в С-Петербурге, Москве и в Праге. В Праге в 1911 г. вышел альбом с репродукциями всех экспонировавшихся работ. Мы сделали увеличенную копию репродукций этого альбома и показываем их вам. В.Д.Поленов считал себя историческим живописцем, и его «евангельский цикл», почти забытый на долгие годы, сейчас является одной из самых интересных страниц творчества художника.


В основном здании ДШИ имени В.Д. Поленова представлена постоянная экспозиция репродукций картин и плакатов, посвященных жизни и творчеству Василия Дмитриевича Поленова